Увеличение выплат по ОСАГО. Разбираемся с одной из самых ожидаемых реформ на рынке автострахования

Время прочтения: 4 мин.

В конце 2022 года РСА заявил о том, что запланированная реформа об увеличении размера страховых выплат откладывается на 2023 год. При этом некоторые представители власти все еще называли ее приоритетной. В этой статье мы изучаем перспективы предстоящей реформы и анализируем позиции ее сторонников и противников.

Что предполагала реформа и почему не удалось принять ее в 2022 году?

Основной задачей проекта было увеличение лимита выплат по вреду жизни и здоровью по ОСАГО, причем сразу в 4 раза — с 500 000 рублей до 2 миллионов рублей. Это позволило бы уравнять автогражданку и другие виды страхования (так, например, после ДТП с участием общественного транспорта пострадавший может получить до 2 миллионов рублей, а пассажир такси — не больше 500 000). Подобная реформа назревала давно, а разговоры о ней велись еще в 2021 году. Планы на реализацию проекта были и в 2022 году, но из-за сложной ситуации глобальные изменения пришлось отложить. По словам представителей РСА, такие перемены могли бы еще сильнее дестабилизировать отрасль.

 

Что говорят сторонники реформы?

За реализацию проекта выступают РСА и многие страховые компании. По их мнению, реформы помогут уравнять в правах владельцев автомобилей, и в особенности такси, и обладателей других видов транспорта. Кроме того, увеличенный лимит выплат сделает ОСАГО более привлекательным для потребителей, так как зачастую текущего лимита выплат не хватает на полноценный ремонт автомобиля.

Кто и почему выступает против реформы?

Новый проект не поддержали представители некоторых парламентских партий в Госдуме. Так, например, Сергей Миронов активно критикует сложившуюся ситуацию на рынке автострахования. Он же в конце января направил обращение в прокуратуру РФ с просьбой оценить текущее положение с ОСАГО. Основные меры, которые предлагают РСА и страховые компании, Миронов также критикует. Увеличение выплат по ОСАГО, по его словам, «[прикрывает] очередные поборы». В этом плане его мнение косвенно подтверждает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. В одном из интервью он отметил, что рост выплат будет сопровождаться ростом стоимости полиса примерно на 10%.  В качестве другого довода С. Миронов приводит статистику:

«…по экспертным оценкам, компенсации за причинение вреда жизни и здоровью по ОСАГО выплачиваются примерно в 5% случаев. Для 5% держателей полисов выплаты могут вырасти, а ОСАГО при этом подорожает для всех – в очередной раз.»

Может ли реформа состояться в 2023 году?

Ответить на этот вопрос точно пока не представляется возможным. Дело в том, что проект активно лоббирует РСА и страховые компании, но его принятию противостоят и в Госдуме, и в Центробанке. Это значит, что перед принятием реформы мы увидим (и, возможно, не раз) разносторонние обсуждения. 
Как потенциальное повышение скажется на агентах и их клиентах-водителях? В перспективе после ДТП пострадавшая сторона сможет рассчитывать на более высокую компенсацию, что будет положительно воспринято в обществе. С другой стороны, платить за такое повышение будут все водители без исключения: дополнительные 10% к стоимости полиса на практике могут составить от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в зависимости от значений базового тарифа и коэффициентов. Это может привести к серьезным проблемам, особенно на фоне общего роста стоимости ОСАГО и снижения продаж автогражданки.

09.03.2023
212
Вам может быть интересно