Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО. Что происходит с одним из главных проектов 2023 года?

Время прочтения: 4 мин.

Введение штрафов с камер за отсутствие ОСАГО активно обсуждалось практически весь 2022 год. Тогда меру так и не удалось реализовать, но многие шаги к ее осуществлению были приняты. В конце 2022 года представители многих государственных ведомств и РСА назвали проект приоритетным и подчеркнули, что работы по его внедрению активно ведутся. В этой статье мы анализируем последние изменения и отвечаем на вопросы о том, когда камеры начнут штрафовать за отсутствие ОСАГО и как это будет реализовано?

Как развивался проект?

Реализовать штраф с камер за отсутствие ОСАГО в 2022 году не удалось из-за совокупности технических и юридических факторов. К числу первых относилась доработка самих устройств видеофиксации и, что важнее, создание единой информационной системы, которая могла бы оперативно предоставлять данные о наличии или отсутствии ОСАГО по госномеру автомобиля.
Разработка подобного решения завершилась в конце 2022 года. 29 декабря Президент РФ подписал закон Федеральный закон № 594-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования». Согласно ему все страховые компании, работающие на территории России, должны передавать сведения о выданных полисах ОСАГО и ДСАГО в АИС «Страхование».
6 марта 2023 у системы появился официальный оператор. Им стала дочерняя структура ЦБ РФ — АО «Национальная страховая информационная система» (АО «НСИС»). Основные функции оператора АИС «Страхование» — обеспечение надлежащей степени защиты данных при их хранении и передаче, а также унификация информации, поступающей от страховщиков.

 

Начнут ли камеры штрафовать за отсутствие ОСАГО в 2023 году?

Полноценному запуску проекта препятствуют два важных фактора:

1. Порядок применения наказания. Сейчас РСА и МВД прорабатывают вопрос о том, как именно должен приходить штраф с камер за отсутсиве полиса. Основных вариантов два:

  • штрафов может быть несколько, по аналогии с нарушением скоростного режима;
  • нарушение может быть длительным. В этом случае будет приходить только один штраф в день.

2. Уже упомянутый Федеральный закон от 29.12.2022 № 594-ФЗ предусматривает, что страховые компании начнут передавать данные в АИС «Страхование» только с 1 апреля 2024 года. Такое время в законе предусмотрено для окончательного урегулирования всех технических и юридических вопросов.

То есть штрафов с камер в 2023 году можно не бояться?

Расслабляться еще рано. РСА заявил о том, что штрафы с камер могут начать приходить уже в 2023 году в рамках пилотного проекта с ГИБДД. Вместо АИС «Страхование» будет использоваться улучшенная АИС «ОСАГО 2.0». По заявлениям представителей РСА, ее отказоустойчивость уже достигла показателя в 99,98%. Других деталей о пилотном проекте пока нет: нет ни списка регионов, ни предположительной даты его начала.

Каких изменений ожидают авторы проекта?

По последней статистике РСА, в России около 10% водителей, которые ездят без ОСАГО. После введения законопроекта представители ведомства ожидают значительного снижения этой цифры.

Если водитель без полиса будет получать штрафы каждый день и оплачивать их со скидкой, он потратит 12 000 рублей в месяц — в 2 раза больше средней стоимости ОСАГО по России.

Если прогнозы РСА сбудутся, у страховых агентов появится еще больше клиентов. Эффективно работать при возросшей нагрузке поможет СекретарЪ. Благодаря ему заполнять формы ОСАГО в личных кабинетах вручную больше не нужно. СекретарЪ вводит данные страхователя, получает результаты и выводит их в формате таблицы. На платных тарифах инструмент предоставляет еще больше возможностей, в том числе распознавание документов по фото, расширенную аналитику портфеля, ипотечное страхование и многое другое.

Чтобы начать пользоваться СекретарЪ, создайте аккаунт уже сегодня.

05.04.2023
368
Вам может быть интересно