Расширение ОСАГО или отмена обязательного страхования? Какие проекты в сфере автострахования сейчас находятся на рассмотрении?

Время прочтения: 7 мин.

Новый год только начался, а мы уже успели рассмотреть несколько важных изменений, которые планируются в российском автостраховании. Сегодня мы анализируем еще более необычные проекты и отвечаем на ставшие неожиданно актуальными вопросы:

  • Будут ли страховщики платить водителям за ДТП, которые произошли из-за действий или бездействия государственных органов и коммунальных служб?
  • Введут ли в России мораторий на ОСАГО?
  • Запретят ли ремонтировать авто б/у запчастями?

Обо всем этом читайте в нашей статье.

 

Предложение первое: расширить действие ОСАГО

Сегодня действие страховки распространяется только на ДТП, в которых водитель является пострадавшей стороной. Однако повреждения автомобиля могут наступить и по другим причинам, многие из которых так или иначе связаны с работой государственных органов и коммунальщиков. Яркий пример — разбитая дорога. Если водитель попал в яму и повредил автомобиль, выплату по ОСАГО он не получит. Аналогичная ситуация и в других случаях, например, из-за падения неубранного снега с крыши или ветки с дерева. По мнению авторов нового законопроекта, все перечисленные случаи являются результатом действий (или бездействия) коммунальных служб, а значит последних вполне можно считать виновными в повреждении автомобиля.

Получить компенсацию в таких ситуациях можно и сегодня, но для этого придется обращаться в государственные органы, собирать доказательную базу, защищать позицию в суде. Согласно статистике, рассмотрение такого дела в среднем занимает до 9 месяцев. Стоит учесть и сопутствующие расходы, например, на юристов и проведение экспертиз.

Перспективы: если законопроект примут, то страховка будет покрывать все перечисленные и многие другие случаи. После совершения выплат страховая компания сможет взыскать сумму ущерба самостоятельно. Это, по мнению авторов законопроекта, снизит нагрузку на судебную систему и упростит жизнь водителей.

Однако перспективы у проекта сейчас сомнительные. Во-первых, аналогичное предложение уже вносилось в Госдуму в 2022 году и тогда было отклонено. Во-вторых, сейчас весь рынок автострахования восстанавливается после прошлогодних проблем и готовится к новым преобразованиям. Дополнительная нагрузка на страховые компании в таких условиях едва ли будет воспринята положительно.

Предложение второе: ввести мораторий на ОСАГО

Самое невероятное предложение января поступило от Кирилла Кабанова, члена члена президентского Совета по правам человека (СПЧ). Он предложил ввести временный мораторий на ОСАГО по всей стране.

Проще говоря, если проект примут, «автогражданка» перестанет быть обязательно, по крайней мере на время.

Столь радикальные меры автор связывает с серьезными проблемами в ремонте автомобилей по ОСАГО: его доля в последние месяцы 2022 года упала до 0% (об этом мы подробнее расскажем в нашей следующей статье). В связи с этим, по мнению Кабанова, россияне, вынуждены покупать полисы, по которым в итоге не могут получить компенсацию. В своем телеграмм-канале он пишет:

Возникает логичный вопрос: за что сегодня автовладельцы в обязательном порядке платят страховщикам? И какая ответственность у них (не у автосервисов) за невыполнение договорных обязательств?

Автора законопроекты поддержали и другие депутаты, в том числе Андрей Клишас и председатель фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Перспективы: некоторые депутаты, поддержавшие проект, назвали введение моратория «одним из самых оптимальных вариантов в этой ситуации». Ситуация с запчастями действительно сложная и не имеет простых путей решения. В результаты граждане зачастую обязаны покупать полисы, которые не гарантируют им защиты даже в явных страховых случаях. Однако говорить о бездействии страховых все же неправильно: после ДТП водитель может получить выплату или добиваться права на ремонт, даже если его проведение займет больше 30 дней, отведенных законом.

В принятие такого законопроекта верится с трудом. Против него единым фронтом выступят все страховые компании, а Центробанк их поддержит. В России уже сейчас отмечается большое количество водителей, которые не оформляют ОСАГО. Необязательность страхования, с учетом растущей стоимости полисов, может побудить многих автовладельцев отказаться от него. А это, в свою очередь, создает серьезные проблемы для всего рынка.

 

Предложение третье: разрешить использовать б/у запчасти для ремонта автомобиля

Мы уже писали статью об этом нововведении и обязательно уделим этой теме больше внимания в ближайшее время. Сейчас на тему допустимости ремонта б/у запчастями идут серьезные дискуссии. Основная проблема все те же: параллельный импорт сейчас недостаточно эффективен, поэтому решить проблему с дефицитом деталей пока не может. Вариантов выхода из ситуации предлагают несколько:

 
  • Уже упомянутый мораторий на ОСАГО со всеми его минусами.

  • Ограничение на использование б/у запчастей, например, только для кузовного ремонта. Однако такое решение не может закрыть все случаи ДТП, в особенности серьезные аварии. 

  • Увеличение срока ремонта и отказ от начисления пени за его несоблюдение. Сейчас у страховщика есть 30 дней на восстановление автомобиля. Зачастую этого срока не хватает даже на поиск запчастей. Если лимит увеличить, у страховых компаний будет больше возможностей выполнить свои обязательства. Однако в этом случае пострадают водители, которые будут ждать ремонта больше месяца. 

За использование б/у запчастей выступает РСА, который стремится поддержать страховые компании. С ним не согласен главный регулятор — Центробанк. Чиновники отмечают потенциальные проблемы с безопасностью на дорогах, недовольство водителей и отсутствие механизма сертификации комплектующих. В итоге решение проблемы сейчас забуксовало. Мы будем следить за развитием событий и держать Вас в курсе всех изменений.

02.02.2023
233
Вам может быть интересно