Что происходит в автостраховании в декабре?

Одна из лучших новогодних традиций — подводить итоги ушедшего года и давать обещания на год грядущий. Ей следуют не только люди, но и многие организации, в том числе правительственные. В нашем декабрьском выпуске новостей автострахования мы рассказываем о новых итогах 2022 и о том, что ждем агентов и водителей в 2023.

Новость 1: страховые компании стали чаще расторгать договоры ОСАГО с недостоверными сведениями

Речь идет о так называемых «полисах без выплат». Их предлагают некоторые не слишком честные агенты. Смысл «операции» прост: при оформлении полиса указываются заведомо недостоверные данные о машине и водителе. В итоге ОСАГО можно купить по цене в несколько раз ниже средней. Более того, при проверке в РСА такой полис будет считаться действующим. Это позволяет водителю избежать штрафов за отсутствие ОСАГО и сэкономить пресловутые 800 рублей.

Разумеется, в случае ДТП такая «бумажка» не поможет и даже создаст дополнительные проблемы. Дело в том, что страховая возместит убытки пострадавшему в аварии, но после этого воспользуется правом регрессного требования. Проще говоря, с владельца «полиса» через суд взыщут выплаченную сумму и другие расходы (например, на ведение дела в суде).

Однако во многих случаях информация о недостоверных данных попадает в РСА и страховая компания в одностороннем порядке расторгает договор. В 2022 такие ситуации резко участились: по данным «Коммерсант» за три квартала было зафиксировано до 300 000 таких случаев. Участились также жалобы на форумах различных площадок/агрегаторов. Пользователи отмечают, что страховые компании расторгают договора, даже если сами водители готовы внести необходимые изменения и компенсировать разницу в цене.

 

Новость 2: проект штрафов за отсутствие ОСАГО с камер назвали приоритетным

Об этом заявил Евгений Уфимцев, новый директор РСА. Напомним, что подобные меры находятся в разработке с марта 2022 года. Тогда Госдума в первом чтении приняла законопроект о создании автоматизированной информационной системы (АИС), в которую будут попадать данные обо всех оформленных полисах ОСАГО. Ожидается, что до конца года будут приняты некоторые поправки, после чего будет разрабатываться техническая база. В РСА уже заявили, что готовы передавать данные в АИС. Официально целью создания подобной системы называют «развитие маркетплейсов и внедрение инструментов электронного урегулирования». В рамках этих задач и будет разрабатываться техническая база, которая позволит вычислять водителей без действующих пользователей и штрафовать их «на месте».

 

Новость 3: ОСАГО снова предложат привязать к водителю, а не к автомобилю

Подобные изменения в законодательство безуспешно пытаются продвинуть с 2018 года. Ожидается, что до конца 2022 соответствующий проект снова вынесут на рассмотрение. Если его примут, то водители с несколькими автомобилями смогут оформлять только один полис.

Однако законопроект может снова столкнуться с критикой по ряду причин:

  • если ОСАГО придется оформлять на водителя, то пострадают семьи, в которых одним ТС пользуется сразу несколько человек;
  • если дать страхователям возможность выбирать тип привязки полиса, то придется откладывать запуск системы автоматической фиксации ОСАГО с камер.

Пока неизвестно, какие решения в этот раз предложат авторы проекта.

 

Новость 4: в 2023 году планируется ввести единые полисы ОСАГО для России и Беларуси

Такое решение было принято Комиссией Парламентского Собрания Союзного Государства. Если проект будет реализован, между Россией и Беларусью будет действовать внутренний аналог «Зеленой карты». Разумеется, в рамках подготовки потребуется серьезная работа по унификации законодательств и созданию новых контролирующих органов. Тем не менее, у проекта есть будущее и мы надеемся, что вскоре деталей станет больше. Примерным временем запуска новых «единых» полисов называют середину 2023 года.


09.12.2022
Вам может быть интересно