Б/У запчасти для ремонта по ОСАГО: разбираемся в одном из главных нововведений в автостраховании

Время прочтения: 3 мин.

Что случилось?

19 сентября 2022 года представители РСА, ряда крупнейших страховых компаний, а также Союза автосервисов, направили в Правительство РФ два предложения:

  • Увеличить сроки, которые по закону отводятся страховщику для ремонта автомобиля, пострадавшего в ДТП.
  • Разрешить восстанавливать транспортное средство с использованием б/у запчастей.

На момент написания этой статьи решения по этим предложениям вынесено не было.

Почему страховым компаниям потребовались такие меры?

Основная причина — проблемы с наличием на рынке запчастей (причем не только оригинальных). Дело в том, что многие производители авто просто ушли из России, а ряд других временно прекратили работу. Сколько продлится такая ситуация, предсказать сложно. В результате у страховщиков возникло сразу 2 проблемы:

  • Сроки, установленные законом для ремонта автомобиля, постоянно срывались. 30 календарных дней не всегда хватало даже для поиска необходимых запчастей. В итоге страховые компании должны были оплачивать не только ремонт, но и неустойки перед клиентами.
  • Даже несмотря на новые условия расчета стоимости ремонта (с учетом актуальных рыночных цен и наличия аналогов некоторых деталей), восстановить машину не всегда было возможно из-за отсутствия запчастей.

Перечисленные проблемы создавали серьезную экономическую нагрузку на бюджет страховщиков. Вместе с другими сложностями, например, потерей иностранных партнеров, это создавало реальную угрозу банкротства для некоторых игроков рынка.

 
 

Если страховщиков поддержат, все машины будут ремонтировать старыми запчастями?

Да, но с рядом возможных ограничений. Например, многие водители и так используют б/у детали для кузовного ремонта. Такой подход позволяет сэкономить и не оказывает негативного влияния на автомобиль. Возможно, страховщики будут поступать так же.

Еще один момент касается качества запчастей. Например, правительство может обязать страховые компании проводить сертификацию б/у деталей перед установкой. Это позволит избежать лишнего риска. Кроме того, законодатели могут запретить использование б/у деталей для ремонта основных систем автомобиля, например, ходовой и тормозной.

Эти меры смогут решить проблему с нехваткой запчастей?

Скорее всего ситуацию удастся улучшить, пусть и на некоторое время. Важно понимать, что банкротство страховых компаний создаст серьезную угрозу для всего рынка, поэтому поддержать их — принципиальная задача для Правительства.

 

Эти меры будут постоянными?

Нет. Представители страховых компаний и других участников страхового рынка предложили внести данные изменения «до стабилизации ситуации». Предполагается, что они будут действовать до тех пор, пока не наладится система импортозамещения или параллельного импорта, или пока не появятся другие варианты решения. Назвать более точные сроки сейчас не представляется возможным.

01.11.2022
464
Вам может быть интересно